Роль сотрудников по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в профилактике школьного насилия

Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб. Однако зачастую усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам жестокого обращения разбиваются о препятствия, в числе которых: ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность, субъективизм в выборе негосударственных организаций для сотрудничества, отсутствие единых методических и системных подходов в организации профилактической работы; игнорирование профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей; отсутствие законодательных норм и правоприменительной практики по защите и реабилитации жертв, что усугубляется правовой неграмотностью и недоверием населения к правоохранительным органам, низкими материальными доходами, не позволяющими обращаться за квалифицированной юридической помощью; несформированность у педагогических, полицейских, социальных, медицинских работников навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании виновного и реабилитации пострадавшего; отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы, приводящей к тому, что многие реабилитационные учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из нормальной жизни.

Цена бездействия слишком высока, поскольку последствия школьного насилия сказываются на дальнейшей жизни детей, замедляя их эмоциональное и когнитивное развитие, разрушая здоровье, пагубно влияя на поведение и в конечном итоге — на общество в целом. Никакое насилие не может быть оправдано, любое проявление насилия можно предотвратить.

Безусловно, важная роль в борьбе с насилием в школе принадлежит учителям, но им не под силу справиться с его проявлениями в одиночку. Так как причины насилия в школе многогранны, то и борьба с ним требует многосторонних действий с привлечением всех членов школьного сообщества. Родители, социальные работники, представители органов власти и общественных организаций должны действовать рука об руку с учащимися, учителями и руководством школы.

Среди множества проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, насилие в школе по-прежнему остается в центре внимания субъектов профилактики. Целенаправленный процесс профилактики преступлений и правонарушений среди подрастающего поколения невозможен без работы в образовательных учреждениях. Школа, как никакой другой социальный институт, представляет огромный простор для осуществления профилактики.



Центральное положение в этой системе, помимо педагогов, занимают сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Непосредственной правовой основой их деятельности по предупреждению школьного насилия выступают:

1. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[8]. Статья 2

Закона в качестве основных направлений деятельности полиции

предусматривает «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений». Таким образом, предупредительная деятельность выступает в качестве одного из основных направлений деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Данное направление деятельности конкретизировано в ст. 12 Закона, в которой предусмотрено в качестве обязанности полиции:

– выявление причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, принятие в пределах полномочий мер по их устранению;

– выявление лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;

– участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

– участие в пропаганде правовых знаний;

– обеспечение безопасности в общественных местах;

– предупреждение экстремистской деятельности.

Статья 13 Закона закрепляет права сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в области предупредительной деятельности:

– вносить должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

– доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения, антиобщественные действия, беспризорных и безнадзорных в ЦВСНП, учреждения социальной реабилитации или в помещения ОВД.

Законом предусмотрен ряд иных полномочий в сфере предупреждения правонарушений, которые имеют многоаспектный характер.



Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120 «Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-

летних»[9] закрепляет правовую основу деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В частности, закрепляются их полномочия в указанной сфере, основания проведения профилактической работы в отношении несовершеннолетних, категории лиц, в отношении которых проводится работа, определяется порядок проведения профилактических мероприятий и другие аспекты.

Приказ Минтруда РФ № 147, МВД РФ № 481 от 20.06.2003 г. «О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними»[10] регламентирует обеспечение взаимодействия между органами и учреждениями социальной защиты населения и органами внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними.

Приказ МВД России от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»[11] утверждает Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, которая является основным документом, определяющим содержание деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. В ней определены основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.


6629953092094260.html
6629990023853658.html
    PR.RU™